В Крыму есть два маяка-близнеца: один располагается на Херсонесе, другой – на мысе Тарханкут. Созданные в один тот же год из одинакового материала и по одному проекту, они по сей день служат верным ориентиром для мореплавателей, особенно в ненастную погоду.
За многовековую инженерную историю человек создал много созидательных творений, но морские маяки, безусловно, одна из вершин технической мысли. Сколько трагедий они предотвратили! Одинокие башни, возведенные на скалах, в труднодоступных местах побережий или на крошечных искусственных островках, бдительно охраняют и до сих пор продолжают охранять людей, плывущих морем, от коварства Нептуна.
Маяк относится к древнейшему средству навигации. При плохой видимости, в туман или шторм, тёмной ночью без него почти невозможно было провести судно по акватории со сложным рельефом дна и изрезанной береговой линией. Основной элемент на маяке – источник света, чьи технические возможности изменялись с развитием цивилизации. Масляная лампа, за фитилем которой следили круглые сутки… Фонарь… Лазер. Ныне в электронно-лучевую трубку можно поместить сразу несколько разных лазеров, что позволяет одновременно излучать серию разноцветных лучей, к примеру, красный, жёлтый и зеленый. Это значительно оптимизирует навигационную систему. Лучи разной окраски дают лётчику или моряку возможность видеть луч определенного цвета в зависимости от того, движется ли он точно по заданной траектории или отклонился от нее вправо или влево.
В России первые маяки установили по приказу Петра I в 1705 году вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины. Но только спустя 100 лет, когда Адмиралтейство — коллегию просто завалили жалобами капитанов российских и иностранных судов на непредсказуемость и опасность плавания в Финском и Рижском заливах, приступили к созданию маячной службы. Официальной датой создания считается 8 июня (27 мая) 1807 года. Количество маяков в империи увеличивалось из года в год, но всё равно их не хватало. На Чёрном море первые маяки, Херсонесский и Тарханкутский, были построены в 1816 году. Тарханкутский находится на одноимённом мысе – это самая западная часть Крыма.
Работать на маяке (и не только на российских), как правило, было сложно, требования к смотрителям предъявлялись серьёзные: уживчивый, грамотный, имеющий опыт морской службы и владеющий несколькими ремеслами, умеющий оказать первую медицинскую помощь. Всё это необходимо было по жизни и по работе. Часто в одиночку, иногда командой, они застревали на маяке во время затяжных штормов, когда каменные стены башен сотрясали многотонные волны.
Иногда не только море испытывало на прочность обитателей маяков. К примеру, во время землетрясения 12 сентября 1927 года, одного из самых сильных в Крыму за всю его историю, Херсонесский и Тарханкутский маяк выстояли. Потом в записках служителей прочитали, что во время толчков могучие башни раскачивались, как стволы великанов — дубов. Одновременно из фонарных сооружений обоих маяков наблюдали далеко в море между Севастополем и мысом Лукулл громадную огненную полосу. Создавалось впечатление, что там горит море. Истинная причина столь необычного явления и по сей день остаётся загадкой.