Смотрела вчера «Дядюшкин сон» в театре им.Луначарского. Знала уже что пойду, прочитала повесть и думала, что же можно на сцене сделать с прозой, в которой событийно практически ничего не происходит, где сплошные монологи и все основное действие случается в головах героев. Вот где фарсовое решение оказалось уместно. Три часа монологов, переложенных активным фарсовым действом, фантасмагорическими костюмами – как оболочка для таблетки, которую сложновато глотать.

Во-первых это красиво. Во-вторых в этих фантастических включениях легко теряешься и возникает то самое состояние, когда «тебя» нет, а действо есть. Костюмы крутые все. А князь вообще: так его органично одели, веночек этот, костыли, гульфик старческий – все так хорошо включено в образ, что «не отнять». Венок этот просто вот должен был у него на голове лежать и все. Не могу объяснить почему, но в точку! И актерский образ создан безупречно и движения и речь и комичность. Один момент только показался лишним, пожалуй, за весь спектакль – это когда князь выпрямляется и говорит о свой любви. Был в ТБМ спектакль – Чичиков. Там в конце ввели образ солдата, говорящего патетический монолог. Вот это включение такого же порядка – лишнее. Убери это и сразу картина станет цельнее и стройнее.

Какая пластичная главная героиня. Просто ртуть на сцене. Хотя по типажу, мне кажется, мать была гораздо жестче, костнее, мертвее. Слишком много жизни и раскованности, для этого персонажа. В повести, в ней очень много страха. Но тут фарс и все может быть, тем более что и внимание и глаз цепляет и следишь за ней и ждешь истерики, что же сделает?

Актерские работы показались убедительными все. И Зина – пьеро, которая в кульминации живо запрыгала, как кукла на нитках и Поль и врывающаяся ядреная капитанша, с «глазищами» и розами. Вообще спектакль производит впечатление крепко и качественно сделанной истории. Не хватило мне «дожима» в последней сцене, потому что первые две очень активны и образны, а кульминация все-таки подзатянута. Они же там все «прогорают», кто, оказавшись в самом эпицентре страхов, кто от желчи и злости. А с другой стороны, подумала я, что вот можно написать портрет человека с высокой степенью сходства с соблюдением всех законов жанра и требований техники, а можно сделать в стиле Нико Пиросмани и то и другое будет искусство и обладать музейной ценностью. А я за то, чтобы росли все цветы. Фарс такие штуки вполне может вместить.

Спасибо всем причастным за спектакль. Это интересно и живо, такое притягивает.

иллюстрации автора

наброски со спектакля. больше тут https://vk.com/album14009463_239582411